CB-рации для автопутешественников (часть 1)
pic1
Корзина 0 товаров на сумму 0,00 руб
БЫСТРЫЙ ПОДБОР ТОВАРА
  • Каталог

CB-рации для автопутешественников (часть 1)

5605
02.12.2013

Очень часто автопутешественики, хоть и установили в своем автомобиле рацию и даже научились выходить в эфир, но так и не представляют что это такое, как ей пользоваться и как добиться максимальной пользы от установленного аппарата. В этой статье мы рассмотрим основные методы настройки и работы CB-радиостанций.

Один важный момент, на который хочется обратить внимание в самом начале: просто купить рацию, антенну и установить их на автомобиль недостаточно - подключенную к рации антенну необходимо согласовывать с аппаратом (Настраивать КСВ). Если этого не сделать, то качество связи может оказаться посредственным, а иногда даже плохим.

Ну и в завершении вступительной части статьи хочется сообщить, что не так давно вступило в силу постановление,  согласно которому  радиостанции гражданского диапазона 27 МГц исключены из перечня средств связи, подлежащих обязательной регистрации. То есть регистрация на рации не требуется.  

Частота, канал, сетка

Основным средством настройки аппарата является частота: настроившись на правильную, вы уже сможете что-то слышать и передавать. Казалось бы, чего там, рация должна быть не сложнее приемника автомагнитолы, но не тут-то было…

В виду того, что работать с прямым отображением частоты из 5 знаков не удобно, большинство раций скрывают ее под магическими номерами каналов, которые выглядят например так “21 D”.  Изначально Гражданский Диапазон был поделен на 40 пронумерованных каналов, позднее диапазон был расширен. Чтобы сохранить совместимость с изначальным соответствием номеров каналов и реальных частот, была введена группировка по 40 каналов в каждой группе. Группы принято называть “сеткой” и обозначать латинской буквой. Изначальный диапазон в 40 каналов было принято считать “Центральной сеткой”, он обозначается буквой C. Диапазоны ниже получили обозначения A и B, выше: D и E.   В результате и появилось общепринятое сейчас обозначение типа “21D” -  где 21 это номер канала, D это сетка (группа каналов).  Таким образом, чтобы настроится на  нужную частоту необходимо правильно выставить номер канала и сетку.

Но далеко не все производители радиостанций придерживаются официальных обозначений, так например, на очень распространенных радиостанциях Megajet и Alan центральная сетка обозначена как D или даже E. Кроме того, не у всех радиостанций кнопки изменения каналов, дойдя до 40 канала (или до 1 при переключении вниз по диапазону) переходят на следующую сетку, в большинстве случаев вы будете переключать каналы по кругу в пределах заданной сетки. Хорошо если в вашей станции есть кнопка переключения сеток (на большинстве станций называется Band), очень многие производители (в том числе всеми любимый Megajet) задают эту функцию на хитрую комбинацию кнопок, которая еще и от модели к модели меняется.

Выбор рабочей частоты

Одним из самых распространенных заблуждений является мнение, что 40 каналов будет достаточно. Как показывает практика, центральная сетка забита полностью, и чтобы спокойно ехать автотуристической колонной и не слушать разговоры таксистов и мат дальнобойщиков необходимо уйти из центральной сетки. В погоне за выбором канала не стоит забывать о том, что большинство антенн согласованы  на работу с рацией на частотах именно центральной сетки, и если у вас не выполнено специальное согласование на специфические частоты то, чем дальше вы уходите от центральной сетки, тем ниже будет КПД (а соответственно и дальность связи). В любом случае, смещение на одну сетку выше или ниже из центральной оправдано всегда – в этом случае дальность связи компенсируется более низким уровнем помех.

Если вы двигаетесь плотной колонной, и дальность связи не является критическим параметром, то тогда имеет смысл смещаться как можно дальше, насколько позволят возможности всех радиостанций в колонне. Самым оптимальным вариантом перед долгой совместной поездкой является выбор самой далекой частоты от центральной сетки, на которой технически могут работать все рации в группе, и специальная настройка (согласование) антенн на данную частоту.      

Модуляция

Итак, мы разобрались, как настроиться на нужную нам частоту, но это еще не все настройки. Необходимо выбрать Модуляцию -  тип кодирования вашей речи. Модуляций в рациях CB обычно всего два типа Амплитудная (AM) и Частотная (FM).  Амплитудная имеет лучший показатель дальности связи, а частотная лучшее качество передачи сигнала.   

При неправильном выборе модуляции, если одна рация работает на FM, а другая на AM,  абоненты слышать друг друга будут, но сигнал будет тихим и разборчивость речи будет очень низкая.

Как правило, производители радиостанций уделяют данной функции очень пристальное внимание. Кнопка или переключатель модуляции обычно подписаны и переключаются без труда и сложных комбинаций.

На некоторых станциях есть регулировка чувствительности микрофона (Mic Gain) – необходимо правильно ее настроить, чтобы голос не был слишком тихим и в то же время сигнал не зашкаливал, создавая искажения. Также не стоит слишком близко подносить микрофон ко рту.

Шумоподавитель (Шумодав)

Для отсекания различных фоновых помех существует функция шумоподавления. Работает функция по пороговому значению –  вы задаете уровень, все что ниже – считается шумом (помехами) и на динамик не выдается. Правильная настройка шумодава – это минимальное положение в котором не слышны помехи.

Чаще всего у новичков можно встретить “передавленный” шумодав, когда уровень отсекаемого сигнала установлен слишком высоко и отсекаются не только помехи, но и некоторые абоненты. Такое происходит, как правило, вследствие некоторых ошибок. Первая – это небрежное отношение к настройке: крутанул ручку, но выставил ее изначально слишком высоко, связь между машинами на стоянке проверили, она работала, а когда чуть разъехались, сигнал удаленного абонента уже начал считаться помехами.  Вторая ошибка – забыл вернуть уровень назад после прохождения зоны с высокими помехами. Такое часто встречается, когда машины двигаются по трассе и проезжают под линиями ЛЭП,  где наводится высокий уровень помех. Въезжая под ЛЭП абонент увеличил порог, а при выезде забыл вернуть в оптимальную настройку. Зачастую помехи под ЛЭП могут быть настолько высоки, что легко перекроют уровень сигнала других абонентов находящихся на расстоянии в несколько сот метров!

Автоматический Шумодав    

В некоторых радиостанциях присутствует функция автоматического шумоподавления. Автоматически определяет уровень помех, и в случае резкого изменения сигнала включает динамик. В большинстве раций работает ужасно и, скорее, приносит больше вреда, чем пользы (это мой личный опыт, навязывать его не хочу, каждый пусть определяется сам, но на первых порах крайне советую не пользоваться этой функцией). Основные минусы заключаются в том, что чувствительность такого автомата очень низкая и динамик включается только на очень качественный сигнал. Кроме того автоматически шумодав очень инертный и включает динамик очень поздно и начало фразы, как правило, отсекается, так же любит неожиданно выключать динамик, считая кратковременное уменьшение уровня сигнала за окончание передачи.

Чувствительность приемника

На некоторых моделях радиостанций есть функция регулировки чувствительности приемника. При помощи нее можно лучше настраиваться в условиях сильных помех или в условиях слабого сигнала другого абонента. Я не буду касаться тонкостей этих настроек, это относится уже скорее к радиолюбителям, скажу лишь одно, что уровень чувствительности должен быть настроен таким образом, чтобы правильная настройка уровня шумоподавителя находилась приблизительно в середине диапазона своей регулировки.

Александр Обухов
Мы в социальных сетях:
 
Copyright © Автомагазин «vezdehod-shop.ru» 2007-2024. Сайт не является публичной офертой.
Наверх Вниз